О храме

hram

Свято_Покровский храм г.Есик

Праздник Покрова Богородицы 2011 года ознаменован для есикского храма двойным юбилеем – 115-летием со дня основания церкви и 20-летием со дня возобновления в нем богослужений. Красной нитью биография нашего храма проходит сквозь историческую канву событий самого Есика, начало которых относится к далекому 1858 году.

Тогда, 14 июня, на земли северной предгорной полосы Заилийского Алатау, прибыли первые российские переселенцы. А точнее – 10  казачьих семей из 7-го Сибирского полка и 14 семей из 8-го такого же полка.

Все эти люди, проделавшие многодневный путь в Семиречье через Семипалатинск, разбили свои временные жилища в высокой долине реки Иссык, руководимые хорунджим казачьего войска Трошковым и нарекли свое пристанище станицей Надеждинской.

История сохранила несколько фамилий первых иссыкских поселенцев: Чехонадские, Бедаревы, Новиковы, Смурыгины, Русановы, Завьяловы.

К этим смелым и мужественным людям уже спустя год присоединились еще 32 сибирские крестьянские семьи, а спустя еще некоторое время и еще 90.  О том, насколько это были благочестивые и набожные люди можно судить по тому факту, что первоначальные работы по возведению Свято-Покровского храма ими были начаты в первые же годы переезда, когда собственные избы и хаты еще не были завершены.

Стремление новоселов в первую очередь выстроить Божий дом, подробно описывает в своем дневнике священномученик Евстафий (Малаховский),  бывший настоятелем Свято-Покровского храма столетие назад и убиенный большевиками во время Пасхального крестного хода 22 апреля 1918 года:

«Переселенец был, почти исключительно, хлебороб. Шел в поисках землицы и лучшей доли и был счастлив, когда после долгих прошений и скитаний ему наконец удавалось получить надел и разрешение начальства поселиться на облюбованном месте.

Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, и отрадно билось сердце его, когда в этом храме, иногда раза три в год не более, раздавалась служба Божия, совершаемая приезжим священником. В это время чувствовал он, что хотя и далек от своей прежней родины, что хотя и окружен со всех сторон иноверцами, но все же не потерял еще духовной связи с родимой стороной, и легче ему было, когда он видел, что и здесь есть еще люди одинаковые с ним по вере, и здесь, хотя редко, все же он видит такого же пастыря, какой наставлял его в детстве и которому привык он доверяться во всем».

Итак, строительство самого первого  — временного  — Свято-Покровского храма было завершено в 1867 году. Это было удлиненное деревянное здание без колокольни. Тогда же церковь была освящена протоиереем Алексеем Бенедиктовым, а первым настоятелем назначен иерей Аристарх Нарциссов.

Возможно, именно он сделал то подробнейшее описание более позднего церковного строения, которое датируется уже 1896 годом и, которое и по сей день сохранено в Центральном архиве РК.

«Здание церкви деревянное из нового леса, крепкое, покрытое листовым железом и окрашено зеленою краскою. В церкви три света: в первом нижнем 8 окон, во втором ярусе 6 окон, под лестницей на хоры одно окно.

Длина всей церкви от Царских врат до выходных дверей 24 аршина 13,5 вершков (17 метров), ширина в середине 18 аршин, 5 вершков (7 метров) и высота до купола 19, 5 аршин (8 метров).

Святой алтарь имеет длину 8 аршин 5 вершков, (3,5  метра). В алтаре два окна и две двери, из коих первая ведет в ризницу с южной стороны.

Престол в церкви один – во имя Покрова Божией Матери.

Святой антиминс священнодейстовован Преосвященным Паисием (Виноградовым), епископом Туркестанским и Ташкентским 7 февраля 1905 года. При освящении храма под престолом в кресте вложены частицы святых мощей. Запасные дары хранятся в подлежащем святыне месте.

Облачений престольных два: одно – из желтой саржи, а другое – из красной. Облачений священнических шесть годных и два негодных. Потиров с принадлежностями два, Евангелий напрестольных больших два и малых три. Крестов напрестольных три и дароносица одна.

В церкви имеется полный круг богослужебных книг, а в церковной библиотеке книги богословского, духовно-нравственного, исторического и иных содержаний, всего 480 томов, 95 названий. Все книги, рекомендованные епархиальной администрацией, имеют ежегодно выписываться «Церковные ведомости», «Церковный вестник» с приложением, «Христианское чтение» и «Руководство для сельских пастырей» с приложением проповедей и Воскресных дней.

Полы в церкви все окрашены желтою краскою по усердию прихожан. В церкви устроены три печи и один камин. В сторожке устроена одна дверь и окно, а напротив нее вход на колокольню.

Входные двери в церкви стальные, а наружные обиты железом. На колокольне имеется шесть колоколов: весом 23 пуда 30 фунтов (368 кг), 11 пудов 24 фунта (176 кг) , 6 пудов (96 кг), 3 пуда 6 фунтов (46 кг) , 32 фунта (16 кг) и 21 фунт (10,5 кг).

Церковь обнесена деревянною оградою на каменных столбах. Имеется три боковых калитки и одни большие ворота.

При означенной церкви по штату положено быть одному священнику и одному псаломщику с содержанием первому 320 рублей в год и второму 120 рублей в год.  Жалованье причт получает из Верненского казначейства. Помимо внештатного жалованья от казны, священник получает 80 рублей на содержание прислуги и доброхотных подаяний 450 рублей в год. Псаломщик к штатному жалованию получает 112 рублей и 50 копеек с кружки.

В 1908 году доход Покровского станичного прихода составил 1906 рублей, три копейки, из них израсходовано 1914 рублей 57 копеек.

Земли причту отведено 99 десятин пахотной (1 гектар) и сенокосной земли вместе. Священник проживает в общественном доме, состоящем из четырех комнат. При церкви собственной земли и других угодий нет, земля общественная, станичная.

При церкви ни приписных, ни домовых, ни  кладбищенских часовен и молитвенных домов нет. При приходе ни больниц, ни богаделен нет.

При церкви создано и работает Общество трезвости.

При приходе имеются одноклассное церковно-приходское училище, в нем обучаются 50 девочек и приходское училище Министерства народного просвящения, в котором обучаются 100 мальчиков, которыми заведывает выпускник Волынской Духовной Академии Сергей Петровский.

Опись церковного имущества ведется с 1867 года, все документы пронумерованы, скреплены и пропечатаны печатью консистории.

Станица Надеждинская от Туркестанской консистории и местного благочиния находится в 48 верстах (примерно 50 км)».

Мирный и благообразный уклад жизни казачьей станицы Надеждинская, в которой к 1917 году проживало свыше четырех тысяч жителей,  был  полностью разрушен октябрьской революцией.

В первые же дни крушения единовластия 2-ой войсковой круг семиреченцев постановил не признавать власть советов, но бунт надеждинских козаков был кровопролитно подавлен. С 1918 по 1921 год два десятка жителей столицы, в том числе и священнослужители были расстреляны, а Свято-покровский храм был закрыт.

На протяжении семи десятилетии церковное помещение занимал сельский клуб и районная библиотека, под нужды которых все здание храма было перепланировано и переделано в 60-х годах.

Возрождение есикского, как и множества других православных храмов, началось в 1988 году. Первым шагом в его восстановлении стали богослужения, совершаемые в весеннее-летний период на проходном дворе. А первая Божественная Литургия в самом храме была отслужена 14 октября 1991 года. А уже спустя несколько дней были начаты серьезные реставрационные работы, продолжавшиеся на протяжении двадцати лет. На сегодняшний день храм просто поражает своей красотой и убранством. Реставрация, великолепные росписи  закончены .

В 2004 заплакала икона Иисуса Христа. Это событие было ярко освящено в СМИ.
По сей день, на иконе четко видны следы скатившихся слез. Это чудо может увидеть каждый своими глазами. Сейчас в храм приезжает много людей и не только из городов и сёл Казахстана, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Приезжают со своими проблемами, нуждами, болезнями и скорбями.

На сегодняшний день полностью возрожденный Свято-Покровский храм нашего города радует глаза и души всех наших прихожан своим благообразием и великолепной настенной росписью!

(1598)