Казачья станица

1Казачья станица Надежденская                  

                                  История

Историю развития и образования города рассматривали, начиная с периода поселения Семиреченского казачества, поэтому наверно и по сей день годом начала существования Есика принято считать 1858 год. Образование казачьей станицы Надеждинской, которая была заселена с 1858 по 1859 год, вместе с общим заселением русскими Заилийского края. Русский царизм укреплял свою власть на огромной территории Казахстана. Военную опору себе он создавал в лице особого военного сословия- русского казачества. С этой целью казаки наделялись лучшими землями. В распоряжении семиреченского казачества находилось более 600 тысяч десятин земли. Какзаки получали на мужчину более 60 десятин.

Первые переселенцы.

3  2

Ещё не закончив строить свои избы казаки начали строить храм. Стремление новоселов в первую очередь выстроить Божий дом, подробно описывает в своем дневнике священномученик Евстафий (Малаховский),  бывший настоятелем Свято-Покровского храма столетие назад и убиенный большевиками во время Пасхального крестного хода 22 апреля 1918 года:

«Переселенец был, почти исключительно, хлебороб. Шел в поисках землицы и лучшей доли и был счастлив, когда после долгих прошений и скитаний ему наконец удавалось получить надел и разрешение начальства поселиться на облюбованном месте.

Первой заботой его после этого было построить хотя бы маленький храм, и отрадно билось сердце его, когда в этом храме, иногда раза три в год не более, раздавалась служба Божия, совершаемая приезжим священником. В это время чувствовал он, что хотя и далек от своей прежней родины, что хотя и окружен со всех сторон иноверцами, но все же не потерял еще духовной связи с родимой стороной, и легче ему было, когда он видел, что и здесь есть еще люди одинаковые с ним по вере, и здесь, хотя редко, все же он видит такого же пастыря, какой наставлял его в детстве и которому привык он доверяться во всем».

Но исторический процесс шел своим чередом. Россия делалась капиталистической страной, и развитие этого капитализма шло по двум направлениям: одно-вглубь, другое-вширь, на новые терртитории. Развитие экономических связей с Казахстаном приводило к росту товарно-денежных отношений. Иссыкские казаки, начиная с 1870 г. начали активно участвовать в экономическом развитии Казахстана. В результате, если в 60 г.г. экономическое состояние казаков было относительно одинаковым, то спустя 3-4 десятка лет, Иссыкское казачество заметно расслоилось. Появилась казачья верхушка, которая захватила экономическую жизнь станицы в свои руки. Дело в том, что сама внутренняя жизнь казачьего сословия в своей структуре была не справедлива. Казаки, имевшие несколько сыновей, справляли их на службу за свой счет. Казачья беднота снаряжалась на службу за счёт станицы, но затем земля призванного на несколько лет отдавалась в аренду какому — нибудь богатею и хозяйство призывника разорялось. Окружающие станицу казахские аулы тоже подверглись капиталистическому влиянию — как следствие с каждым годом увеличивалось число безлошадных и бесскотных хозяйств. Развитие местной кустарной промышленности станици в её окрестностях ускорило процесс образования пролетариата. В Иссыке начала свою подпольную деятельность партийная организация. В ноябре 1917 года в центре России свершилась Великая Октябрьская революция. Верхушка семиреченского казачества, окончательно напуганная революционными событиями, организовала в г. Верном «Войсковое правительство». В этот ответственный исторический период ядро контрреволюционеров сосредотачивалось в казачьих станицах. Поздней осенью в Иссыке собрались представители всех казачьих станиц, старшины и баи 10 казахских и уйгурских волостей, для того, чтобы заключить между собой союз вечной дружбы для борьбы с большевиками. Все эти «представители народа» на горячей крови белой кобылицы поклялись в вечной дружбе между собой. После заключения договора под руководством иссыкского казака, вахмистра Андреева, началась подготовка национальных воинов их молодёжи. Началась Гражданская война. Вскоре Иссыкским властям стало известно, что большевик Федирко организует по окрестностям крестьянских сёл красногвардейские отряды. Мятеж контрреволюционеров был подавлен.

1 июня 1918 года в Иссык прибыли основные силы отряда Мураева, представляющие карающие руки советской власти. Этот день можно считать датой установления Советской власти в городе. Для разобщения и расслоения казачьего Круга и во избежание нового мятежа, город стали заселять ссыльными. Это были греки, турки ,немцы, чеченцы , ингуши и т.д. Такова история жизни казачьей станицы Надежденская.

Семиреченские казаки наши дни:

(1369)