Галерея

8e962f8826a84c726cd1b827a269089e

Митрополит Антоний Сурожский:

О последних временах говорили из столетия в столетие и бывали такие времена — может быть, более страшные, чем теперь — когда вымирали целые толпы народа от заразных болезней, от убийств. Но одно мы должны помнить — Христос в Евангелии сказал, что о том, когда придет конец не знает никто.

Мы должны быть готовы всегда, но не сидеть в страхе о том, что вот-вот будет, а жить полной жизнью.

Когда эти последние времена наступят — мы не знаем, при каких условиях, но мы знаем,что люди будут такие, которые способны их встретить, которые могут встать лицом к лицу с Антихристом и не сдаться.

Мы не знаем, когда это будет.

Но роль наша христианская в том, чтобы вырасти в такую меру, чтобы когда последние времена придут — быть оплотом веры, любви, Бога и человечества. Я не могу более толково сказать, но мне кажется, что бояться никакого смысла нет. Поколение за поколением ожидало конца, но конец не пришел. И сейчас в разных местах происходят ужасные вещи, но это еще не конец.

Я верю, что это еще не конец.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Не искушайтесь, не слушайте и не верьте предсказаниям о конце света!
Господь Иисус Христос не дает никаких конкретных указаний о «временах и сроках» (Деян. 1:7), не сообщает, каких бы то ни было определенных знаков, примет и знамений, не делает астрономических предсказаний о конце света и не предлагает каких-либо способов счисления конца времен. Сын Человеческий вновь явится в мир неожиданно, «как Божия гроза», как молния, в мгновение ока пронзающая небесный свод от края и до края. В другом месте Господь прямо говорит: «О дне же том и часе никто не знает…» (Мф. 24:36).
Люди всегда должны обращаться к этим словам, сталкиваясь с пропагандой всевозможных сект, которые, распространившись по лицу земли, ложно проповедуют о якобы известных им точных датах конца света. У нас на памяти общественные беспорядки и социальные потрясения, спровоцированные в России и на Украине «Белым братством», проповедовавшим близкую погибель мира. Известна и другая страшная тоталитарная секта — «Аум-Синрикё», адепты которой в своей замешенной на терроризме деятельности также вдохновлялись идеей последних времен.
Почему человеконенавистнические секты столь активно эксплуатируют в собственных преступных целях религиозную истину о конце света, соблазняя множество людей лживыми «откровениями»?
Все дело в том, что эсхатологические пророчества о завершении истории и Втором Пришествии, о тайне ожидающей нас загробной жизни и всеобщем воскресении, о новом небе и новой земле в грядущем Царствии Божием — все это не может оставить безразличным ни одного человека, интересующегося духовными истинами и имеющего определенную чувствительность к такого рода проблематике. Эту естественную человеческую предрасположенность к восприятию того, что Ф. М. Достоевский называл «последними вопросами», и пытаются поставить себе на службу шарлатаны от религии, вводя в греховное заблуждение огромное число духовно непросвещенных людей и подчиняя собственным интересам их волю и жизнь.
И поэтому, услышав проповедь с означенной точной датой конца света и наступающих вселенских катаклизмов, не искушайтесь, не слушайте и не верьте. Памятуйте слова Господа, которыми Он твердо отвечал не только Своим апостолам, но и нам с вами: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7).
Это безусловно благодатное для человека неведение времен и сроков конца истории призвано поддерживать нас в состоянии постоянного духовного бодрствования и трезвения, побуждая к заботе о чистоте собственной жизни — жизни, которая может завершиться в любой момент.
В конце концов, если задуматься, неизбежная смерть и есть своего рода индивидуальный конец света для каждого человека, так что для покидающего этот мир нет большой разницы: всеобщий ли Апокалипсис наступает или приближается великая минута его собственного расставания с жизнью. Человек духовно зрелый, для которого понятие «страх Божий» не просто слова, всегда помнит о том, что каждый день его жизни может оказаться последним, что рано или поздно ему придется предстать пред Богом.

Протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, писатель, богослов, философ.
За интересом к теме о конце света стоит несерьезное отношение к религии. Это просто жажда горячих сенсаций. Слегка пощекотать нервы при заведомом недоверии к поводу щекотания — как посещение корриды или фильма ужасов. Дополнительный топинг к этому поп-корну — чувство собственного превосходства: сначала а) «я знаю то, о чем еще не знают мои непосвященные соседи» и затем б) «я-то знаю, что это чушь, но есть же лохи, которые всерьез в эту чушь верят!».
Такова «религиозная жизнь» в эпоху гламура и попсы, когда Евангелие оказывается менее востребованным, чем Апокалипсис. Впрочем, и из Апокалипсиса знают только обложку (то есть факт существования такой как бы страшной книги), тоже не читают, но нашли такую «пугалочку» и играются ею. Никто из тех, кто шепчется про конец света в 2012, и не подумает извиниться и покаяться хотя бы перед самим собой в 2013-м.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря:

«О дне же том и часе никто не знает»

— В идеале надо жить, помня, что каждый день может стать последним, ведь жизнь каждого человека может закончиться внезапно. Христианин должен быть к этому готов, следить, чтобы сердце было чисто от страстей, никого не обижать и ни на кого не обижаться, стараться жить по воле Божьей, тогда он и будет готов к концу своей жизни.

Что же касается вопроса о сроках Второго пришествия и последующего за ним Конца света, то об этом четко сказано в Евангелии: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой Один» (Мф., 24, 36). То есть рано или поздно конец света, несомненно, наступит. Создается впечатление, что человечество прилагает все усилия, чтобы ускорить этот момент, но не во власти людей знать времена и сроки.

Можно придумывать все что угодно, но как не знает ни один человек, когда наступит конец его собственной жизни, так, тем более, неведомо нам, когда наступит конец света. Какие-то люди до него не доживут, кто-то, может быть, и доживет, но не от этого зависит спасение души. Поэтому не надо впадать в панику, а спокойно и одухотворенно идти по жизни, исполнять заповеди Божии, видя свои грехи и надеясь на милость Божию.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Мучеников Севастийских, главный редактор журнала «Наследник», отец девяти детей:

К концу света готовься, а пшеничку сей

— Еще апостол Павел, как видно по его ранним посланиям, был уверен, что конец света наступит при его жизни. И позже для многих церковных писателей в разные эпохи было характерно обостренное ожидание Второго Пришествия Христова. Иногда целые народы готовились к нему, думали, что он уже «близ есть, при дверех». Например, Русь в XV веке.

Но христианству уже 2000 лет, а Второго Пришествия до сих пор не было. У некоторых это вызывает уверенность, что можно расслабиться, при их жизни конца света не будет. Это не совсем правильное для христианина восприятие. Напомню, что говорит об этом Сам Господь: «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф., 24, 37–39).

То есть христианин всегда должен быть готов ко Второму Пришествию, но, как говорили раньше на Руси, к концу света готовься, а пшеничку сей. Недопустимо поддаваться панике, массовому психозу.

Православным больше свойственно ожидание конца света не в варианте календаря майя или гигантского метеорита, а в варианте трех шестерок, ИНН, чипов, штрих-кодов. И уходят люди в пещеры или приобретают землю в отдаленных местах, куда, по их мнению, антихрист если и доберется, то нескоро. «Спасаются» от мира, лежащего во зле. Это другая крайность — противоположная равнодушию.

За свою двухтысячелетнюю историю Церковь выработала трезвое отношение кконцу света. Для всех, кто жил и умер в течение этих двух тысяч лет, важнее оказался не общий конец света, а конец их собственной жизни, который уж точно наступит при нашей жизни. Жизнь каждого человека заканчивается смертью — это неизбежно.

Либо ты дождешься конца света, либо умрешь раньше и непонятно, когда и как: в старости, окруженный внуками, или тебе сегодня упадет на голову кирпич или собьет пьяный водитель на автобусной остановке. Важнее напоминать себе не о глобальном конце света, а конце собственной жизни, который может наступить в любой момент. К нему надо стараться быть всегда готовым.

Протоиерей Борис Левшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ:

 Не сидеть в ожидании конца света, а жить по совести

— Ожидание конца света в ближайшие дни противоречит православной эсхатологии, в соответствии с которой перед концом света должно произойти несколько событий. Во-первых, Евангелие будет проповедано во всем мире, и каждый человек определится, со Христом он или против Христа.

Во-вторых, придет антихрист, который очень понравится людям, но именно с него все и начнется, потому что он превознесется, станет царствовать над всеми и организует гонения на все религии, а особенно на христианство. Не зря он называется антихристом – вместо Христа. Эти гонения продлятся три с половиной года, и чтобы помочь людям выстоять, в мир будут посланы пророки Енох и Илия.

Поскольку пока ничего этого не произошло, можно определенно сказать, что ни 21 декабря, ни вообще в ближайшее время конца света быть не может. Но рано или поздно он наступит, и неважно, при земной ли жизни человека. Душа бессмертна, поэтому отвечать на Страшном Суде будут все. Вот и надо помнить о Страшном Суде, быть готовым в любую минуту дать ответ Богу. Не сидеть в ожидании конца света, а жить по совести, стараться выполнять волю Божью, не нарушать заповеди. И не лениться – этот грех никто из нас за собой не замечает.

Думаю, никто из православных людей 21 декабря конца света не ожидает, но многие, например, верят, что если в Великую Субботу в Иерусалиме не сойдет Благодатный огонь, до следующей Пасхи человечество не доживет.

Эта версия не имеет никакого отношения к учению Церкви. Лучше доверять Священному Писанию и церковному преданию, нежели досужим рассуждениям.

По материалам сайтов:

http://apologet.in.ua/apologetika/psevdopravoslavnye-zabluzhdeniya/apokalipsis-konets-sveta/novosti-ob-apokalipsise/4413-pravoslavnaya-tserkov-preduprezhdaet-kontsa-sveta-21-dekabrya-ne-budet.html

http://www.pravmir.ru/kogda-i-kak-zhdat-konca-sveta-otvechayut-svyashhenniki/

(23)

Добавить комментарий